ГлавнаяРегистрацияВход НПК № 2
Среда, 13.12.2017, 13:18
Форма входа
Логин:
Пароль:
Меню сайта

Категории раздела
Актуальное [10]
Здесь будут самые свежие новости
Архив новостей [8]
То, что уже прошло.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Музыкальный жанр.

     

    В музыке, литературе и других видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, сонет, баллада; в живописи – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – оратория, опера, симфония…  Род произведений, их разновидность, часто определяемая по типичным признакам, в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (род, вид). Таким образом, жанр – определенный тип произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число произведений. С течением времени различные жанры изменялись, но при этом сохранили свои основные признаки, характерные «приметы», которые позволяют судить о происхождении жанра.

    Отличаются музыкальные жанры друг от друга особенностями содержания и формы, а вызваны эти отличия жизненными и культурными целями, своеобразными у каждого жанра.  Жанры лирической музыки включают огромную область лирики, в которой существуют самые разнообразные ее виды и оттенки, начиная от безмятежно спокойных и кончая драматическими (например, драматическая ария или идиллически-светлая пастораль). Жизненная цель колыбельной песни  успокоить ребенка и музыка погружает нас в размеренный ритм укачивающих движений. Человек нуждается и в художественном осмыслении самых тонких движений души. Так появляются нежно-печальные элегии, окутанные настроением ночи ноктюрны, интимные листки из альбома, бесхитростные песни без слов. Самые разнообразные чувства человека отражает романтическая прелюдия, подобная лирическому стихотворению. Фантазия радует слушателя раскованностью воображения, свободным полетом мысли. Фуга – образец строгого, сосредоточенного размышления.

    В музыке, связанной с организацией движения или его изображением, сложились жанры марша и многочисленные танцевальные жанры.  В марше мелодика, ритмика, фактура и другие выразительные средства идеально приспособлены к шагу. У марша много разновидностей. Траурный марш  характером отвечает ситуации похорон (замедленный шаг, сдержанная, мужественная печаль), музыка пронизана интонациями скорби. Походный марш совсем иной – шаг быстрее, бодрое, приподнятое настроение, в мелодии призывные интонации, в фактуре слышатся ритмы барабанной дроби.  В жанре марша главную роль играет ритм. Он позволяет маршу синхронизировать движение человеческих масс, создать организующую силу.

    Необозрима область танца, велико его значение в музыке, ведь танец и песня являются первичными жанрами всего музыкального искусства. Веселый и радостный, народный танец дает почувствовать бойкость и задор, степенность и торжественность. И здесь огромное разнообразие национальных черт: сравним русский трепак и грузинскую лезгинку, венгерский чардаш и латиноамериканскую румбу и т.д. Многие танцы, зародившись как местные жанры народной музыки, распространились в дальнейшем по всему миру. Народно-танцевальная музыка оказала огромное влияние и на профессиональное искусство, получая в его недрах новые импульсы  к развитию, обогащая арсенал своих выразительных средств.

    Жанры высокой «серьезной» музыки, такие как соната, опера, симфония, инструментальный концерт, требуют от слушателей глубокого, сосредоточенного восприятия. Главная их цель – духовное возвышение человека, развитие духовной культуры. Симфония – один из самых емких и сложных жанров. По широте охвата жизни, многосторонности ее освещения она напоминает роман или драму. В ней символически отражен водоворот жизненных столкновений, борьбы, конфликтов, размышлений человека о жизни. Симфония, как и опера, искусство широких концепций, обобщенных форм. Более или менее крупные части в таких монументальных жанрах музыки часто приобретают самостоятельное жанровое значение. Опера есть жанр, но жанрами являются и оперная ария, ариозо, речитатив, ансамбль, увертюра, антракт. Симфония есть жанр, но ее первая часть – «сонатное аллегро» - тоже жанр со своими типичными образами и их контрастами. Медленная часть симфонии – лирический жанр. Скерцо симфонии – жанр движения. Более того, внутри части симфонии (или сонаты) в духе определенного жанра – танца, марша, песни – часто выдерживаются даже отдельные темы. Таким образом, жанрами именуются не только целые произведения, но и его части, если они достаточно закончены по форме и обладают вполне определенными «приметами» данного жанра. Песенные и танцевальные жанры вносят важный вклад в профессиональную музыку больших форм. Они сообщают ей доступность для восприятия, национальную почвенность, полноту экспрессии, жизненность. Музыкальный язык становится конкретен, осязаем. В опоре на выработанные развитием музыкального искусства жанры самые грандиозные произведения композиторов обретают жизненную сочность, правдивость и силу воздействия.

    Существует множество произведений, которые рассчитаны  на их исполнение в небольшом зале с ограниченным числом слушателей. Такие произведения принято называть камерными, и их относят к области камерных жанров. На специфику камерных жанров большое влияние оказывает ограниченное число участников исполнения. В области вокальной музыки это романс, а также небольшой певческий ансамбль – дуэт, трио, квартет. В инструментальной музыке – всевозможные пьесы для отдельных инструментов, в особенности, где нет большого виртуозного размаха. Сюда же относятся и ансамбли нескольких инструментов (фортепианное трио, струнный квартет). Главные жанры оркестровой музыки – симфония, одночастная симфоническая поэма, концертная увертюра, инструментальный концерт. Это симфонические жанры.

    Жанры хоровой музыки – хоровая сюита, кантата, оратория, месса, реквием.

    В двадцатом веке возникли новые жанры - киномузыка, эстрадная музыка.

     

    Понятие стиля и жанра в музыке.

    Музыкальный стиль – это возникающая на определенной социально-исторической почве и связанная с определенным мировоззрением система музыкального мышления, идейно-художественных концепций, образов и средств их воплощения. В понятие стиля входят и содержание, и средства (форма музыки). Понятие стиля применяется в более широких и более узких значениях: барокко, венский классицизм, романтизм, стиль русской музыкальной классики или стиль одного определенного композитора.

    Музыкальные жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившихся в связи с определенными типами ее содержания, ее жизненными назначениями, условиями ее исполнения и восприятия.

    Сложные жанры инструментальной музыки (симфония и т.д.) обычно связаны с разнообразным претворением свойств простейших жанров, коренящихся в жизни и быту народа (песня, танец и т.д.). Активные, волевые, героические темы симфоний, опер – имеют связи с жанром марша, с музыкой сигнально-призывного характера, лирические темы – с песней, романсом и т.д.

    Различные жанры связаны с типичными для них средствами - ритмическими оборотами, формами аккомпанемента, мелодическими фигурами, видами фактуры и т.п. Таковы, например, типичные пунктированные маршевые ритмы, типичная форма вальсового аккомпанемента, при которой бас берется на первой доле такта, а другие аккомпанирующие голоса на второй и третьей долях; таковы типичные раскачивающиеся мелодические фигуры колыбельной песни, типичная аккордовая фактура хорала.

    Часто определение жанра уже само по себе что-то говорит о типе содержания музыки, дает этому содержанию некоторую общую характеристику (траурный марш, колыбельная, серенада). Как и стили, музыкальные жанры обладают национальной характерностью.

     

    Музыкальная форма.

    В широком смысле под музыкальной формой понимается целостная, организованная система музыкальных средств, применяемая для воплощения содержания произведения. Иначе говоря, все жанровые средства, все мелодические, ритмические, гармонические обороты, модуляции, динамические оттенки, типы фактуры, пропорции частей, организованные в данном произведении в единую систему средств для передачи содержания произведения, образуют его форму.

    Понятие «музыкальная форма» в более тесном смысле слова – в смысле общего композиционного плана произведения, т.е. соотношения его частей.

    Музыкальная форма всегда имеет две стороны: процессуально-динамическую, обусловленную временной природой музыки, процессом развертывания произведения во времени, и архитектоническую, связанную с итоговым восприятием формы как законченной и цельной структуры, являющейся результатом развития. Это относится не только к форме целого, но и к форме частей: в каждый данный момент слушатель воспринимает музыкально-временной процесс. А по окончании целого (или части) – его итог, результат (полный или частичный).

     

    Жанры лирической музыки.

    Песня – наиболее распространенный род вокальной музыки, не только народной, но и профессиональной. Ее можно исполнять без сопровождения, спеть хором; легко запоминается простая мелодия – обобщенный образ всех куплетов песни.

    Шансон  (песня) – широкое музыкальное понятие, объединяющее французские песни, начиная с народных песен эпохи Возрождения и кончая современными эстрадными песнями.

    Канцонетта (песенка)– в конце 16 начале 17 века род небольшой многоголосной вокальной пьесы, легкой и подвижной.

    Романс – жанр более развитый, чем песня. Чувство носит характер более индивидуальный, личный, предназначается для певца-солиста. Аккомпанемент часто развернутый и значительный – неотъемлемая часть произведения. Мелодия более сложная, чем в песне. Композитор откликается на каждый новый образ текста, создавая соответствующее настроение в музыке. Такое построение, в отличие от строфического, называется сквозным.

    Ария – более крупный жанр вокальной лирики, составная часть оперы.

    Ариетта – ария более малых масштабов в опере.

    Элегия – один из жанров, проникших в музыку из поэзии. Грустная мечтательность или печальное размышление – вот обычный характер элегии. Воспоминание о невозвратном былом, об ушедшем дорогом человеке частый мотив элегий. Это жанр и вокальный и инструментальный. Элегии Грига, Рахманинова, элегичен романс Глинки «Сомнение», «Элегия» Массне. Элегии пишутся в медленных темпах и тяготеют к минорному ладу. Ее  разновидности

    Размышления, Мечты. Здесь элегическая минорность не обязательна, окраска мечтаний бывает светла, прозрачна (Шуман «Грезы»).

    Пастораль – пастушеская музыка, в более широком значении – сельская идиллия, чувство душевной  гармонии, покоя. Фактура легка, отдельные мелодические голоса напоминают свирель, а неподвижный, покачивающийся нижний голос напоминает волынку.

    Ноктюрн (фр. «ночной»). Музыка, связанная с образами природы – вечерней, ночной, затуманенной, притихшей. Прежде всего – это лирическая песнь и колорит природы входит как элемент в общее лирическое ощущение. Начало ноктюрну в этом понимании положил Джон Фильд – ирландский композитор, много лет проживший в России, один из учителей Глинки. По ощущению покоя, умиротворенности некоторые темы ноктюрнов близки пасторальным, но отличаются от них специфическим «ночным» колоритом. В некоторых преобладают настроения сосредоточенной задумчивости или же глубокой скорби. Очень характерны аккомпанементы в ноктюрнах – звуки гармонии в них образуют мягко-извилистые, как бы баюкающие узорные линии, в которых можно уловить поэтические образы вечерней и ночной природы: колыхание волн, шелест листвы. Ощущение воздуха, сумерек.

    Серенада имеет много общего с ноктюрном. Оба эти жанра в 18 веке имели общий смысл как музыка, исполняемая на открытом воздухе, но не обязательно лирическая. Слово «серенада» - «вечерняя музыка». Позже она получила значение как приветственная или любовная песня, распеваемая под окном. Отсюда сочная, иногда призывная мелодия и аккомпанемент, который подражает бряцанию аккордов гитары или мандолины, нередко с оттенком вальсового типа.

    Баркарола тоже тесно связана с образами природы. В узком смысле  это песнь лодочника (в венецианском варианте – гондольера); в широком – песнь, распеваемая на воде. Это музыкальное изображение и мечтательного лодочника, и лодки на воде, и самой воды. Неторопливо скользит по водной глади гондола, лодочник поет песню неторопливую, как течение воды, как взмахи весел. Музыка баркаролы неторопливая, мечтательная. Мелодия выразительная, умеренный темп. В фактуре аккомпанемента элементы изобразительности: подражание всплеску волн, имитация мерного движения весел.

    Колыбельная – широко распространенная в быту, она получила свое воплощение и в музыке. Колыбельная песня требует однообразия, нарочитой монотонности, способных усыпить дитя. В аккомпанементе – подражание мерному и длительному колыханию «люльки».

    Поэма – жанр, пришедший в музыку из поэзии. Если это небольшое произведение, то композитор хочет подчеркнуть либо необычность, особую утонченность эмоции (Скрябин), либо ее значительность, глубину, пылкость (фортепианная «Поэма любви» Грига). В поэмах крупной формы: особое чувство вдохновенности, возвышенность, приподнятость тона, контрасты чувствований – порою очень сильные, свобода в их чередовании.

    Песни без слов – стремление к глубокому раскрытию душевного мира человека, его переживаний и чувств. Это небольшие инструментальные произведения напевного склада. У Мендельсона 48 пьес – задушевно-лирических, ласковых, грустно-мечтательных или устремленных, бурных, порывистых. К этому же жанру можно отнести фортепианный «Романс» Чайковского, его «Песня жаворонка», «Осенняя песнь» из «Времен года». Характерна «Грустная песенка» Калиникова, «Мелодия» Рахманинова.

    Баллада – так издавна назывались повествовательные песни с напряженно развивающимся сюжетом. Повествование это чуждо горячности, порывистости; его характер – неторопливое изложение, величаво-спокойная настроенность («эпический тон»). Предмет повествования – значительные деяния настоящего или прошлого времени. Эпосу близок элемент сказочно-легендарный, фантастический. Речь может идти о реальных исторических событиях или о поэтически воображаемых. Близко примыкают к балладе два менее распространенных жанровых названия – Сказка и Легенда. Заглавия эти уже определяют как повествовательность, так и характер ее содержания.

     

    Танцевальные жанры

    Танцевальная музыка крепко связана с народным бытом, отражает национальные особенности. Широко развита русская народно-плясовая музыка: трепак, камаринская, «Барыня», более новые жанры – кадриль, плясовые частушечные «припевки», местные разновидности танцев. Хорошо развиты и плясовые жанры украинской (гопак, казачок), молдавской (жок, молдавеняска), белорусской (лявониха, бульба, полька-янка), дагестанской (лезгинка), грузинской (лекури или картули) народной музыки. Знамениты и танцы народов других стран – польские мазурка и краковяк, чешская полька, югославское коло, венгерский чардаш, итальянская тарантелла, испанские хота, фанданго, болеро, австрийский лендлер, немецкий гросфатер.

    Ритмический рисунок – своего рода «зеркало танца». Он так передает характер движения, что по ритму, по характеру аккомпанемента мы можем угадать, каков сам танец – плавны или резки его «па», состоит ли из мелких шажков или включает смелые прыжки, горделив ли он или тих и спокоен.

    Вальс – плавный, кружащийся, как бы «полетный» парный танец в трехдольном размере. Мелодия плавная и певучая или задорная и быстрая, но всегда полна упругой грации, производит впечатление кружения. Аккомпанемент прост – басы отмечают сильные доли такта, тогда как легкие аккорды падают на слабые доли. Чуткий, эмоционально гибкий ритм вальса.

    Гавот – появился как видоизмененный французский бранль, широкую известность получил в 17-18 веке. Двухдольный и четырехдольный размер. Подвижный, веселый танец, исполнялся с подскоками и вприпрыжку. По характеру ему близок галоп.

    Краковяк – польский танец, получил свое название от города Кракова. Характер живой, стремительный, жизнерадостный, горделивый. Движения имеют много общего с мазуркой. Ритм острый, синкопированный. Размер двухдольный.

    Мазурка – национальный польский танец. Она родилась в Мазовии (области Польши), среди смелых польских наездников, поэтому в мазурке мы видим движения, напоминающие пришпоривание. Трехдольный метр, острые ритмические фигуры и контрастная динамика.

    «…Когда гремел мазурки гром,

    В огромной зале все дрожало,

    Паркет трещал под каблуком…»

    Так описывал мазурку А.С.Пушкин.

    Ритмика этого танца своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. Эмоциональное богатство этого танца, сочетание в ней удали, стремительности, задушевности. Как и вальс она стала инструментальной музыкой, но, благодаря своеобразному ритму, можно без труда узнать этот танец.

    Менуэт («маленький шаг») – старинный французский танец, один из самых популярных европейских танцев 17-18 века. Его называли «королем танцев и танцем королей». Танцевали его мелкими шагами, с поклонами и реверансами. Распорядитель давал указания своим жезлом: сделать реверанс, поменяться местами. Мягкость, пластичность, элегантность, грациозность, красивые изгибы рук – вот характерные особенности этого трехдольного танца.

    Полонез – как и многие другие бальные танцы, имеет народную основу. Произошел от польского народного танца «худзоны». Первоначально исполнялся на свадьбах или других праздниках. Обычно он открывал веселье и часто исполнялся со свечами. В основе движения – плавный ход с акцентированием третьей доли такта. Как бальный танец полонез стал широко известен к началу 19 века. Постепенно теряет свою простоту и становится танцем привелигированным, открывая балы. Своеобразный ритм, величественность – привлекали к нему многих композиторов.

    Полька – национальный чешский танец. Живой ритм, веселый и жизнерадостный характер способствовали в 19 веке популярности среди молодежи нового бального танца. Использовали во время исполнения легкие прыжки, боковой галоп. Положение рук крест-накрест с движением вперед, кружением на месте.

    Сарабанда – медленный танец испанского происхождения (с 16 века). Постепенно она приобрела величавый, скорбный характер. Важнейшие признаки жанра – медленный темп, характер шествия, трехдольный метр и акцент на второй доле такта.

    -->

      Официальный сайт ГАОУ СПО НСО "Новосибирский педагогический колледж № 2". Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. © ГАОУ СПО НСО "Новосибирский педагогический колледж № 2", 2017
    Бесплатный хостинг uCoz