ГлавнаяРегистрацияВход НПК № 2
Среда, 13.12.2017, 21:11
Форма входа
Логин:
Пароль:
Меню сайта

Категории раздела
Актуальное [10]
Здесь будут самые свежие новости
Архив новостей [8]
То, что уже прошло.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Р О М А Н Т И З М

       Романтизм – идейное и художественное направление в европейском искусстве, зародившееся и получившее развитие в первой половине 19 века. Идеалы романтического искусства были основаны на стремлении к свободе, независимости, на противопоставлении возвышенного рутине жизни, обыденной, часто вызывающей разочарование действительности.

       В 18 веке, в преддверии Великой буржуазной революции, когда мир стал развиваться с возрастающей скоростью («Кто прожил вчера иль сегодня в такую годину, прожил целую вечность» - Гёте), в европейском искусстве изменилась трактовка времени – началось динамичное развитие. «Развитие – это главная идея 19 века» - Б. Яворский. В это же время резко возросло осознание человеческой личности и главной проблемой художественного творчества стало воплощение внутреннего мира человека. Стремительно усиливается роль личностного, а в последствии даже автобиографического начала и, следовательно, психологизма. Психологизм - выражение мыслей, чувств, настроений в их неразрывной, подчас диалектически противоречивой связи, и, что очень важно, в движении, в развитии. Романтический герой испытывает бурные чувства, мировую скорбь, стремление к совершенству, мечтает об идеале. Романтик любит и порой идеализирует первозданную природу, в мощных проявлениях которой видит отражение обуревающих его сильных и противоречивых чувств. Не случайно мотив морской стихии, бури, кораблекрушения так распространён в романтической живописи и поэзии.

       Романтизм в европейском искусстве ранее всего проявился в литературе. В. Гюго в драме «Кромвель» провозгласил: «Пора пришла. Для мира и для поэзии наступает новая эпоха» (1827). Уже в 20-30-е годы шла жаркая полемика между сторонниками классицизма и романтизма. Художники во всех областях искусства провозглашали свободу, раскрепощённость, независимость. В парижских салонах 30-х годов собираются  Ф. Шопен, Г. Гейне, Э. Делакруа, Ф. Лист, Жорж Санд и другие деятели искусства. Они участвуют в серьёзных художественных дискуссиях, обсуждают новости искусства. Шопен под впечатлением баллад польского поэта Адама Мицкевича создаёт новый музыкальный жанр – инструментальную балладу. Лист, горячий поборник программной музыки, создаёт музыкальные произведения, прообразами которой были творения литературы («Соната по прочтению Данте», «Сонеты Петрарки»), живописи («Обручение по Рафаэлю», «Мыслитель» - по впечатлению от скульптуры Микеланджело).

        В романтической поэзии любовь не знает счастья, она должна приносить страдания. Она не признаёт сбывшихся желаний, верх берёт страдание души. В литературе понятие «романтик» связано с творчеством немецких авторов: молодого В. Гёте, Ф. Шиллера, Э. Гофмана и др.; американских: Ф. Купера, Э. По; английских: В. Скотта, Дж. Байрона, П. Шелли и др. Яркими представителями романтизма были А. Мицкевич; в русской литературе – В. Жуковский, ранние А. Пушкин, Н Гоголь, М. Лермонтов и др.

        Яркий представитель романтизма в живописи – французский художник Э. Делакруа, один из ближайших друзей Шопена. В его картине «Свобода на баррикадах» (1830) аллегорическая фигура Свободы зовёт на бой восставших парижских коммунаров. Романтиками в изобразительном искусстве можно считать и французского живописца Т. Жерико, английского пейзажиста Дж. Констебеля, русских художников О. Кипренского, К. Брюллова, И. Айвазовского.

        Романтизм в музыке сформировался в 20-е годы 19 века. Наиболее полно романтическое мироощущение воплотилось в музыке Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Дж. Верди, Э. Грига. В русской музыке романтическим было творчество А. Алябьева, молодого Глинки, П. Чайковского, с ярким самобытным национальным началом.

        Для творчества композиторов – романтиков характерно обращение к жанрам, связанным с литературой: лирическая песня – романс, баллада. Особое распространение получила лирическая фортепианная миниатюра. Эти пьесы – своего рода странички дневника с тонкими и сокровенными переживаниями автора: «песня без слов», романс, ноктюрн, колыбельная, баркарола, экспромт, музыкальный момент.

        Романтическое стремление – скорее, надежда, смутное предчувствие, неясная мечта. Устремлённость часто выступает в облике порыва («Порыв» Шумана, «Любовь поэта» Грига), в образах скачки («Лесной царь» Шуберта). Мироощущение, эмоциональная накалённость чувств, тонкий лиризм, отчаяние, т. е. всё многообразие и богатство внутреннего мира человека ярко выражает музыка романтиков. Чувство (наряду с воображением) стало ключевым понятием романтизма. Если стиль барокко – проповедь, то романтизм – исповедь. Лирический тон – песнь души. Романтики нашли музыкальные средства выражения таких душевных переживаний, а с другой стороны обогатили «изобразительные», «живописные» возможности своего искусства. Новые черты, присущие романтизму, проявляются в музыкальном языке. В сравнении с мажорным классицизмом романтизм углубил сферу минорных и бемольных тональностей. Многообразие минорных смутно – тревожных красок в гармонии, тембре, интонации. Оркестровые тембры, тончайшая динамическая градация, обилие штрихов, ускорение пульса, неуловимая агогическая нюансировка, колористическая педаль – всё это характерно для  фортепианной музыки композиторов – романтиков. Кроме того, использование более свободных, по сравнению с их предшественниками (например, венскими классиками), форм. Свободно – прихотливое, импровизационно – экспромтное движение формы произведений характерно для романтиков. Необходимо также отметить некоторые особенности в партии левой руки. Здесь, вместо былой графичности классиков, - огромный и разнообразный мир, который насыщен выразительной интонационностью и развёртывается в огромном фактурном пространстве. Мелодия то растворяется в сопровождении, то столь же незаметно рождается из него. Легато стало более вязким, наполненным густотой романтических томлений.

        Необходимо отметить яркое проявление романтизма в музыкально – исполнительском искусстве: психологизация содержания, стремление передать тончайшие движения души и психологическое развитие мысли, эмоций породило волнообразную динамику. «Динамические оттенки – естественное проявление человеческих эмоций», - Д. Альбер. Найдены новые средства и приёмы фортепианного пения, рассчитанного на акустику больших концертных залов, полнозвучного темброво и динамически насыщенного, широкого фразировочного дыхания. В то же время прихотливая импровизационная агогика, постоянная смена тембровой окраски, богатое разнообразие педали и многое другое, что было нужно для исполнения новой музыки, явно противоречило стилю старинных авторов. Расцвет виртуозного пианизма происходит в I-й половине 19 века. Игра, артистический облик и сама судьба Н. Паганини, виртуозов – пианистов Листа и Шопена производит на публику неизгладимое впечатление.

        Франц Шуберт – первый яркий представитель романтизма. Романтическое по идейной направленности, по излюбленным образам и колориту, его творчество передаёт душевное состояние человека. Драматизм, взволнованность, эмоциональная глубина сочетается с душевным равновесием, а многообразие оттенков чувств – с удивительной простотой. Ведущими в творчестве Шуберта становятся песня и фортепианная миниатюра, в частности, танец. Шубертовские вальсы (их около 250) – камерные миниатюры, которые  часто превращаются в маленькую поэму – так много в них лирики, обаятельного мелодизма, тонких красок в сопровождении. При этом сохраняются жизнерадостность и непосредственность бытового танца.

        Песни Шуберта – типичная для романтиков «лирическая исповедь» с многообразием эмоциональных оттенков (мотив одиночества, грёзы, лёгкий юмор, драматизм). Если о Бетховене можно сказать, что он мыслил сонатно, то Шуберт мыслил песенно. Песенность пронизывает его фортепианные миниатюры, сонаты, симфонии, камерные сочинения. С шубертовских песен ведёт начало романтическая гармония: колебания между мажором и минором (где чередования лада соответствуют душевному колебанию между надеждой и мраком); в напряжённых психологических моментах часты диссонансы; необычные модуляции (где автор рисует бурную, импульсивную жизнь).

        Шуберт трактует фортепиано как инструмент с богатейшими красочно – выразительными ресурсами (тембровые эффекты, педальные звучности). Звукоизобразительность, декламационность, вокальная кантилена – всё это присутствует в его произведениях.

         К концу творческого пути Шуберт создал жанр романтической фортепианной миниатюры: 8 «Экспромтов» (1827) и 6 «Музыкальных моментов» (1827). Каждый из них должен запечатлеть один миг из вечно меняющейся, эмоционально насыщенной внутренней жизни художника. Настроения – от безмятежной лирики до бурных драматических взрывов. В большинстве пьес определённый ритмический рисунок, часто связанный с бытовым танцем (полька, вальс, марш, экосез).

        Фортепианные сочинения Шуберта требуют высокого развития пения на фортепиано. Требуется совершенное пальцевое легато, владение различными степенями «нагрузки» руки, умение тонко дифференцировать звучность мелодии и сопровождения.

        В творчестве Фредерика Шопена сконцентрировано всё лучшее, характерное для этого художественного направления. Он ограничил себя рамками фортепиано, тяготел к «малым пространствам», камерности звучания. В его музыке исключительно широкий круг образов. «Трагизм, романтизм, лирика, героическое, драматическое, фантастическое, задушевное, сердечное, мечтательное, блестящее, величественное – всё это в его сочинениях», - говорил А. Рубинштейн. Шопен очень любил резкие эмоциональные контрасты, противопоставляя образы светлые – грустным, мрачным, созерцательные – взволнованным, бурным.

        У Шопена, в отличие от многих романтиков, «литературность» нигде не проявляет себя в программности музыки, он остаётся вне конкретных литературных ассоциаций. Так, в балладах слышится романтическое повествование, поэтический монолог, в ноктюрнах и мазурках – лирический поэт, в си-минорной сонате – автор драмы.

        Значительность его произведений укладывается в краткую форму: в своих 24 прелюдиях он достиг неслыханной лаконичности. В прелюдии до-минор, насчитывающей всего 13 тактов, он смог создать могучий траурно – героический образ. Именно его творческий опыт пробудил интерес к фортепианной прелюдии у многих последующих музыкантов. Шопен также расширил и углубил образную сферу ноктюрна, по сравнению со своим предшественником Фильдом. Шопен способствовал психологическому обогащению, поэтизации танцев, таких, как полонез, мазурка, тарантелла, вальс. Четыре скерцо – смелый и удачный опыт перенесения этого жанра из оркестровой музыки в фортепианную. Он привнёс в них черты романтической поэмы, углубил и драматизировал их содержание.

        Музыка Шопена пронизана мелодическим началом. Поёт прежде всего мелодия, проникнутая народной песенностью, поют дополняющие голоса, проходящие звуки в гармонических фигурациях. Именно Шопен в значительной мере способствовал разработке мелодизированных фигураций, в которых с небывалой полнотой и поэтичностью раскрылась «певучая душа» инструмента, тончайшие обертоновые краски, благодаря использованию педали. Для его стиля также свойственна мелодизация пассажей: при учащения пульса музыки, мелодия, ускоряясь, становится пассажем, по – прежнему сохраняя свою кантиленную природу.

        В исполнении самого Шопена всегда отмечалась свобода и естественность ритма. «Левая рука – капельмейстер. Она не должна колебаться, а правой рукой делайте всё, что захотите и сможете» (Шопен). В игре это был вдохновенный лирик. Именно в лирической сфере образов всё обаяние шопеновского звука, поэтичность «педального колорита».

         В музыке немецкого композитора Феликса Мендельсона также преобладает ясная мелодичность, связанная с бытовым песенным стилем. Жанрово – танцевальные элементы, тяготение к мотивной разработке, уравновешенные, отшлифованные формы сближают музыку Мендельсона с искусством немецких классиков. Но классицистский строй мышления соединяется в его творчестве с романтическими чертами. Ему особенно близки типичные для немецких романтиков камерные жанры. Музыка Мендельсона преимущественно элегична, чувствительна, в ней много юношеской беззаботной игривости.

                «Песни без слов» для фортепиано занимают центральное место в творчестве Мендельсона. Их значение сопоставимо со значением романса в музыке Шуберта. Мендельсон обращался к этому жанру на протяжении всей жизни. Главная отличительная особенность, объединяющая разнообразные «Песни без слов», заключается в их близости к бытовой вокальной музыке того времени. Композитор перенёс в фортепианную музыку эмоциональную непосредственность, общедоступность, мелодичное звучание, свойственное демократичным песенным жанрам.

                В большинстве случаев «Песни без слов» носят характер камерного романса с фортепианным сопровождением. В них господствует лирическое, субъективное настроение. Многие номера «Песен без слов» навеяны бытовыми образами: интонациями охотничьего рога, жужжанием прялки, баркаролы, похоронного марша, колыбельной. Эти элементы изобразительности чрезвычайно напоминают приёмы шубертовского романса.

                «Песни без слов» не имели ничего общего с современными концертно– виртуозными произведениями для фортепиано. Они были доступны музыкально образованному любителю. «Песни без слов» вошли в историю мировой музыки как один из выдающихся памятников лирического искусства XIX века.

                В своём творчестве великий немецкий композитор Роберт Шуман причудливо сочетал черты романтизма и реализма. Многим сочинениям композитора присущ колорит необычности, фантастики. Вместе с тем они насыщены глубоко жизненным содержанием. Широко отражая разнообразные явления действительности, музыка Шумана особенно глубоко воплощает внутренний мир человека. Сам композитор говорит: «Освещать глубину человеческого сердца – вот назначение художника». Великий знаток человеческой души, Шуман стал одним из создателей психологического направления в музыке XIX века. Мастер «портретных характеристик», композитор в своих фортепианных произведениях показал целую галерею типичных и конкретных лиц (в «Карнавале» - Флорестан и Эвзебий, Паганини, Шопен).

                Хотя Шуману из-за болезни рук не удалось стать пианистом, он не потерял интереса к фортепиано. Ему он посвятил большую часть своих опусов. Наряду с большими фортепианными сочинениями у Шумана немало циклов миниатюр, а также пьес для детей («Альбом для юношества»). Особая прелесть и новизна многих его пьес в том, что он внёс в них элемент детскости, очаровательной непосредственности и наивности сознания ребёнка. В творчестве Шумана впервые в фортепианной музыке возникают высокохудожественные лирические пейзажи («Вечером», «Ночью»). Но в музыкальных пейзажах, однако, его интересует прежде всего воплощение человеческих чувств. Образы природы Шумана – это в сущности лишь иные формы выражения внутреннего мира художника.

                Шуман оказал сильное и разностороннее влияние на развитие фортепианной литературы второй половины XIX века. Современников привлекал его самобытный, блещущий интересными находками фортепианный стиль. Воздействие его ощутимо в творчестве Брамса, Грига, Чайковского.

                Творчество норвежского композитора Эдварда Грига носит ярко выраженный лирико-поэтический характер. В своём творчестве он стремился к развитию отечественного искусства на подлинно народной основе: «Я почерпнул богатые сокровища в народных напевах моей страны». Круг образов композитора – воспевание родной природы, обычаев простых норвежцев, фантастические сказочные образы – проникнуты большой теплотой и поэтичностью.

                Григ писал для фортепиано преимущественно миниатюры, многие из которых он назвал «Лирическими пьесами». Это разнообразные картинки жизни в лирико-поэтическом преломлении чуткой и чистой души великого певца норвежского народа. 10 тетрадей «Лирических пьес» выходили последовательно на протяжении тридцати с лишним лет. Этим пьесам близки и «Поэтические картинки».

                Ещё никто до Грига не воплощал в жанре фортепианной миниатюры так многогранно образы родной страны («В моей стране», «Тоска по родине», «Родная песня»). Особенно часто встречаются образы горячо любимой природы. Нередко она была фоном, сопутствовавшем лирическим высказываниям композитора и придававшим им ещё большую поэтичность. Следуя романтикам, он творчески развивал их традиции и одним из первых начал разрабатывать приёмы ранне-импрессионистских средств выразительности («Ноктюрн» C-dur). Самобытную группу фортепианных пьес Грига составляют картинки народной жизни. Многие из них написаны в духе норвежских танцев – халлинга, спрингданса. Превосходно рисует композитор сказочно-фантастические образы – кобольда, эльфов, гномов.

                Помимо многочисленных миниатюр, Григом написан знаменитый фортепианный концерт, музыка которого имеет явно выраженный норвежский характер и воспринимается как лирические раздумья художника, неразрывно связанные с поэтическим воссозданием природы и народного быта своей страны.

                Музыка Грига по своей мелодичности, ясности, поэтичности во многом близка лирическим сочинениям П. И. Чайковского, связанным с картинами природы. Чайковский о Григе: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик».

                Пётр Ильич Чайковский писал для фортепиано на протяжении всей жизни. До него ни один композитор не воплощал в своих фортепианных сочинениях русскую жизнь так многообразно, с такой силой художественного обобщения. Тонкий знаток человеческой души, он запечатлел целый мир переживаний современных ему людей. Написав немало сочинений грустного, элегического характера, Чайковский постоянно обращался к образам, воплощавшим поэзию грёз, чувство счастья.

                Жанр русских народных сцен представлен в его творчестве чрезвычайно разнообразно – «Мужик на гармонике играет», «Думка», «Масленица», «Песня косаря», «Жатва». Народ для Чайковского – олицетворение нравственного здоровья, великий источник жизненного начала, в котором человек может черпать новые силы для борьбы с невзгодами.

                Никто из писавших для фортепиано не проявлял ещё такого творческого интереса к образам русской природы. Восприятие природы у Чайковского глубоко личностно; природа в его пьесах выступает как толчок для определённого направления мыслей и настроений; затем природа как бы уходит на второй план, главное же место в музыке занимают те эмоции, мысли, воспоминания, которые она пробудила. Подобное погружение в собственный внутренний мир – главная особенность романтизма. На примере цикла «Времена года» можно ясно увидеть проявление Чайковским романтического мировоззрения. Поэтичные, глубоко национальные по духу, пьесы цикла «Времена года» получили широчайшее распространение и принадлежат к числу выдающихся лирических страниц творчества композитора.

                В другом, не менее популярном цикле, «Детском альбоме», Чайковский, обращаясь к миру ребёнка, не отходит от своих творческих принципов, не снижает к себе высокой художественной требовательности. В результате подлинно человечная, глубоко эмоциональная музыка «Детского альбома» привлекательна не только для ребёнка, но и для взрослых.


      Официальный сайт ГАОУ СПО НСО "Новосибирский педагогический колледж № 2". Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна. © ГАОУ СПО НСО "Новосибирский педагогический колледж № 2", 2017
    Бесплатный хостинг uCoz